Курс классическая анимация | RealTime School

Курс «Классическая анимация» в школе RealTime. FAQ для будущих студентов


 

Описание курса Autodesk Maya | Классическая анимация

Необычный курс анимации открывается в Школе компьютерной графики RealTime School! После обучения ключевым основам создания анимационных фильмов студент получает уникальную возможность поработать на настоящем анимационном проекте и набраться реального практического опыта под руководством специалистов CG-индустрии.

«Визитка»

Преподаватель курса «Классическая анимация» Владимир Лазаренко-Маневич пришел в компьютерную графику на рубеже 93-94 годов – до этого он двигал науку, а именно – дистанционную лазерную диагностику высокотемпературных сред . Путь в CG начинал со всем известной студии «Классика» Влада Барбэ, работая над мультфильмом «People» по заказу ООН к 50-летию организации, который в итоге вышел под названием «Планета людей» – в этой ленте фактически впервые в отечественной анимации была использована компьютерная графика.

В дальнейшем Владимир работал с Александром Татарским, Гарри Бардиным, сотрудничал со студиями «Кристмас Филмз», «Анимос», принимал участие в известных отечественных анимационных и кино-проектах – «Меченосец», «Волкодав», «Не родись красивой», «Хоттабыч» и многих других. В последнее время занимался уникальным для России социальным проектом реабилитации заключенных, обучая их искусству анимации и компьютерной графики.

«Классика» – что это?

Что такое «классика» применительно к анимации – понятно не каждому. Идет ли речь о творчестве классиков анимационного кино, от Эмиля Рено до Уолта Диснея? О рисованных 2D-мультфильмах? Или о классических сюжетах? Да и зачем нужна «классика» сегодня, когда компьютерные технологии порождают необычайные по реалистичности фильмы и спецэффекты?

– Классика в анимации – это в первую очередь знание и применение ряда правил создания фильма, которые не зависят от того, что за техника применяется, какой софт используется и т.д. Эти правила применялись, когда Дисней рисовал свою Алису, эти же правила имеют ровно такое же значение в современной 3D-графике. И именно поэтому хорошая анимация и просто анимация – две огромные разницы, уверен Владимир Лазаренко-Маневич.

– К этому пониманию приходят в итоге все – несмотря на то, что сегодня самостоятельное освоение программ, типа Autodesk Maya, приводит массу неофитов в феерический восторг от того, что рождается на экране их компьютера. Множество людей осваивают 3D-софт и быстро начинают творить, порой создавая сюжеты, сопоставимые с продукцией DreamWorks или Pixar, но при виртуозном владении программой результат нередко получается просто ужасным из-за незнания тех самых законов классической анимации…

– Вот только не спешите раньше времени обижаться! – со свойственным ему дружелюбием предупреждает возмущение Владимир. – Подобная ситуация знакома даже режиссерам в высшей степени серьезных студий! Я не устаю приводить в пример канал BBC с их знаменитым сериалом «Прогулки с динозаврами» – над этим эпическим проектом, бесспорно, была проведена колоссальная работа, но анимация получилась никудышная – динозавры прыгали, как пушинки, вызывая неверие и отторжение даже у непрофессионала… (В последующих сериях они, впрочем, исправились, но факт налицо!) А все – из-за игнорирования элементарных основ и правил создания классической анимации! Без них движения на экране неестественны, эмоции невыразительны, происходящее в кадре все равно смотрится «как-то не так», даже если идеально нарисовано.

Особенности и специфика курса

Курс классической анимации с азов по руководством Владимира Лазаренко-Маневича в Школе RealTime занимает пять дней. Много это или мало? Что дается студентам за этот срок? Какими навыками 3D-софта нужно обладать, приходя учиться?

– Мы начнем с изучения законов анимации – как они звучат и что бывает при их нарушении, рассказывает Владимир.

– Что такое плохая анимация – с наглядными примерами из моей коллекции. И, безусловно, что такое хорошая – для этого мы будем смотреть классические мультфильмы и примеры работы великих мастеров.
Практические же занятия стартуют с классических анимационных упражнений. Да-да, не стоит пренебрежительно воротить нос – я регулярно сталкиваюсь с удивлением людей, казалось бы, элементарным вещам, и еще большему удивлению тому, сколь значительное влияние на конечный продукт эти элементарные вещи оказывают! Мы научимся не делать простейших ошибок, которые встречаются повсеместно и способны испортить и отличные спецэффекты, и безупречный сюжет.

Сперва анимируем скачущий шарик: легкий шарик, тяжелый, очень тяжелый, два шарика, шарик и стенка – это взаимодействие тел, физика, гравитация, масса, упругость. Все делаем руками – никакой динамики из арсенала Maya применять не будем! Продолжим классические анимационные упражнения – отработаем «маятник с перышком», досконально разберем взаимодействие тяжелого и легкого. «Стреляющая пушка»: два объекта – пушка и ядро. Тут помимо физического взаимодействия поработаем с основами драматургии и «оживлением» – «пушка шустрая» или «пушка-тормоз», «пушка злая», добрая, смешная, грустная, ленивая – и т.д. Научимся эффективно управлять ригом – оснасткой персонажа.

Затем отдадим должное работе со звуком, синхрону с музыкой, мимике, поскольку это – одни из краеугольных камней качественной анимации. После чего приступим к созданию мультфильма. Студенты получат «вводную» – несколько минут музыки и «персонажи» – пара кубиков или шариков. И под эту музыку нужно будет разыграть некую историю взаимоотношений. Пусть «герои» подерутся, объяснятся в любви – соответствуя правилам движения. Это задание и на анимацию, и на драматургию. Сложно это или элементарно – увидите сами! 🙂

Мультфильм «Паровозик Тишка», студия RealTime Animation.
На рисунке – указатель по имени Минутыч – подготовленный к анимации, и снабженный всеми управляющими манипуляторами. На таких примерах студентам убедительно доказывается, что любой персонаж в анимации может иметь вполне человеческий характер – даже если он… столб с четырьмя руками!


– Получив представление о программе обучения, потенциальный студент должен сориентироваться для принятия решения придти на курс. Ведь кто-то может подумать, что за эти пять дней он станет аниматором, а кто-то наоборот – возмутится тем, что ему предлагают «шарики и кубики», хотя он считает себя готовым самостоятельно делать существенно более сложные проекты. Как оценить свои навыки и потребности правильно?

– Поверьте, даже реальная практическая работа в мультипликационных, рекламных или VFX-студиях вовсе не гарантирует наличие у аниматора знания основ! Поэтому у нас и на центральных каналах ТВ в тех же рекламных роликах так много ужасной халтуры, «шевеляшек»… И этот курс будет полезен в равной степени начинающим самоучкам и практикующим аниматорам.

Касательно же софта, с которым мы будем работать на курсе – это Autodesk Maya. Поэтому владеть программой студент должен – надолго останавливаться на функциях и кнопочках Maya мы не планируем. Хотя, конечно, немножко по инструментарию Майя пробежимся – просто чтобы убедиться, что мы говорим на одном языке.
С другой стороны, даже владение студентом каким-то иным программным пакетом не является препятствием. Мы приглашаем и тех, кто анимирует в 3ds Max (3D Studio Max), Cinema 4D и т.п. По большому счету, нет разницы, средствами какой программы получить результат, а дать задание, типа «сделайте ключ тут, ключ там и анимационную кривую вот такой формы» можно в любом 3D-софте. Хотя, конечно, студентам нужно учитывать, что если в среде Maya я смогу подсказать, как и что делать, то в среде другого софта им придется разбираться своими силами.

Практика после учебы

Мультфильм «Паровозик Тишка».
Картинка из раскадровки и анимированная сцена.

Любая учеба должна подкрепляться последующей практикой, и лучшей, безусловно, является реальная работа на студии, при которой не только закрепляются знания, но и происходит резкий скачок в развитии. Однако не всем начинающим компьютерным художникам удается найти местечко стажера в реально работающей компании, особенно, если нет протекции от друзей и знакомых…
Школа RealTime традиционно старается быть посредником между будущими специалистами и работодателями, и в сфере профессиональной CG, где все друг друга знают, можно услышать немало историй, когда лучшие ученики получали работу, еще продолжая учиться в RealTime. Однако студентам курса «Классическая анимация» будет предложен и вовсе уникальный вариант – после завершения учебы все желающие смогут получить возможность поработать на недавно созданной студии «RealTime Animation», которая трудится над продолжением анимационного сериала «Паровозик Тишка»!

Это работа, как сейчас принято шутить, «за еду», а не за зарплату, но зато она даст полное погружение в профессиональную среду создания мультфильма, практику и навыки на реальном проекте, на который новичку «из ниоткуда» крайне сложно попасть даже на самую незначительную должность. Тут же вы сможете в качестве интернов (или подмастерьев – терминология не столь важна!) проявить себя, получая сценки, делая их на свой страх и риск, «огребая» за это всю причитающуюся вам критику с мудрыми советами… или наоборот, поощрение, если все будет здорово! Причем удачно сделанное обязательно попадет в фильм!

Мультфильм «Паровозик Тишка». Одна из сцен в Maya и после рендера.

– Сразу после сюжетов с «двумя кубиками» студенты смогут перейти на практике к полноценной, можно даже так выразиться – коммерческой – анимации. Поэтому возникает вопрос – насколько корректен такой переход? Не будет ли некой «пустоты» между этими этапами? Не велик ли разрыв с учетом того, что персонажная анимация да и многие другие прикладные вещи в рамки курса не входят?

– Законы анимации одинаковы – и для «кубиков-шариков», и для персонажа-человека, и для персонажа-животного, и для персонажа-механоида в стиле героев «Тишки» или «Тачек», отвечает Владимир.

– И я хотел бы, чтобы практическая реальная работа в первую очередь закрепила восприятие и понимание этих законов у студентов! Плюс, предполагается, что на курсе будут учиться люди, которые неплохо знают, «с какого конца браться за Maya» и анимацией в том или ином виде уже занимаются или начинают заниматься. Безусловно, от студента никто не будет требовать выдавать «на гора» и по графику качественный продукт. Анимируйте, проявляйте фантазию, драматургию, придумывайте гэги! Интересен моделлинг – да ради Бога. Но, даже если ваших навыков не хватит, чтобы принести какую-то пользу мультфильму, даже если ваши эпизоды никуда не войдут, вы все равно получите огромную пользу от того, что будете, условно выражаясь, стоять за спиной практика, наблюдать, задавать вопросы слушать комментарии по ходу! Посмотрите один раз, другой, третий, а потом воскликнете – «дайте же мне, я понял!». Мы же гарантируем безграничное дружелюбие и открытость с нашей стороны в ответ на желание постичь и научиться!