Новый курс Arnold Renderer | RealTime School

Курс Arnold Renderer


Описание курса Arnold Renderer

Рендерер Arnold от Solid Angle – новый программный продукт для создания реалистичной компьютерной графики и спецэффектов. Подавляющее большинство ведущих мировых студий спецэффектов активно используют в своей работе Арнольд. И это не удивительно.

Арнольд обладает многочисленным рядом преимуществ: простой и понятный интерфейс, быстрая скорость и мгновенная загрузка тяжелых сцен, невероятная расширяемость (что существенно для серьезных проектов и далеко не всегда есть в других продуктах), высокая степень готовности – в отличие от Renderman не требуется существенной подготовительной работы (написания скриптов, шейдеров и прочее).

В Арнольде реализована возможность написания практически всего – от своего драйвера для вывода в свой формат изображений до поддержки своих геометрических примитивов и процедурной геометрии (волосы, перья и других). В течение 20-30 сек. можно получить приемлемое лоу сэмплинг (low sampling) превью любой сцены, достаточное для понимания общей картины.

Курс обучения рендереру Arnold

– Прежде всего, это единственный курс в нашей стране по рендереру Arnold. Одно это является его уникальностью – рассказывает Вячеслав Богданов, преподаватель курса Solid Angle | Arnold Renderer.

– Я считаю компьютерную графику неким синтезом науки и искусства. В рендере это, как ни странно, очень сильно проявляется. Работа со светом и тенью, цветом напоминает работу художника с наложением красок. Как художники, мы сначала используем контурную трехмерную модель сцены, чтобы на ней настроить первичное освещение, после мы начинаем закрашивать наш кадр текстурами, добавляем фактуру c помощью bump и/или displacement текстур, настраиваем подповерхностное рассеивание (SSS). Это в чистом виде художественная сторона визуализации.

Примерно так работают помощники оператора – осветители на съемочной площадке. Но, в отличие от реальной жизни, мы можем в широчайшем диапазоне менять форму света, его затухание с расстоянием, задавая необходимые свойства источникам света поверхностям с помощью дополнительных программных модулей, которые позволяет нам создавать SDK (средства для разработчиков) для любого более-менее серьезного рендерера.

Данный курс возник в связи с тем, что сейчас, как мне кажется, происходит некая смена эпох. Уходят одни рендеры, а на их смену приходят другие. Очень много было различных продуктов буквально несколько лет назад – Brazil, FinalRender и прочее. Их уже практически нет – они не нашли свое место «под солнцем» по ряду причин – это и маркетинговые «проколы» разработчиков и различные другие причины.

Арнольд – новое поколение, хотя он и начал разрабатываться в далеком 1997 году. Последние годы очень много крупных VFX Houses начали активно использовать Арнольд в своем производстве и довольно много фильмов, телерекламы и анимационных фильмов были выпущены с использованием этого программного продукта. Понятно, что интерес очень велик. Я считаю, пришло время познакомиться с этим продуктом поближе – он имеет много преимуществ, которые облегчают процесс создания сложной графики и повышают производительность конечных пользователей.

Преподаватель курса

Все инструкторы RealTime School – ведущие преподаватели-практики. Вячеслав Богданов уже более 13 лет работает в CG-индустрии и в своей профессиональной деятельности использует рендеререр Арнольд.

– Я уже много лет работаю супервайзером визуальных эффектов (то, что в зарубежных студиях называют pipeline TD – технический директор на проектах.) и в этом качестве принимал участие над большим количеством проектов – кино и рекламные ролики. Арнольдом пользуюсь постоянно – это мой единственный на данный момент рендерер, так как я отношу его к так называемым «универсальным» рендерерам – для выполнения задач по визуализации никакого другого продукта не требуется.

Арнольд позволяет мне выполнять любые работы – будь то архитектурная визуализация, студийная визуализация техники (как правило, автомобили) или компьютерная графика для кино, рекламы, персонажная анимация и прочее.

Почему выбирают Arnold

На многих форумах идет активное обсуждение – какой рендер лучше? Некоторым для работы хватает одного рендерера, другие используют несколько, сравнивают их результаты и выбирают лучший, потому что у каждой программы есть свои преимущества и недостатки. Почему так сложилось?

– Когда мне говорят, что некоторые люди используют несколько рендереров, я задаю вопрос, а откуда они их взяли? – комментирует Вячеслав.

Проблема российского постпродакшина заключается, к сожалению, в большой доле «пиратского софта». Давайте представим себе ситуацию, когда проверки студий (которые сейчас участились, что не может не радовать, так как я считаю, что воровать не хорошо) компьютерной графики практически не допускают использование нелицензионного софта. Что тогда будет? Все эти люди, которые пользуются чем угодно, вынуждены будут использовать что-то конкретное. Иначе никаких денег студии не хватит, чтобы купить такое количество разнообразного программного обеспечения. Необходимо будет концентрироваться на чем-то, строить свой производственный процесс на каких-то продуктах. Так делают везде на Западе. У нас просто рынок еще стихийный. Мне как-то один такой человек доказывал, что быстрее что-то считать другим софтом. Я ему ответил: «Сидел бы ты где-то в Лондоне. Тебе бы сказали – это слишком дорого, лучше купить еще несколько машин для рендера, чем покупать другой продукт для конкретно этой задачи.» Там все считают деньги и предпочитают универсальные решения. Они дешевле выходят.

Теперь об Арнольде. Изначально этот продукт разрабатывался для кино и полнометражных мультфильмов. Как ни крути (хотя разработчики стараются на этом не акцентироваться), его главный конкурент – это Renderman от компании Pixar. Со всеми вытекающими отсюда последствиями – он быстро считает motionblur, defocus, displacement, в то же время, являясь полноценным рейтрессером (не гибридом как тот же Renderman), он очень быстро считает GI, Subsurface Scattering, волосы (на базе кривых). То есть идеально подходит собственно для того, для чего изначально разрабатывался – для фотореалистичной графики в кино и трехмерных анимационных фильмах.

Развеиваем мифы

Если покопаться в интернете, можно найти, действительно, много информации о преимуществах Арнольда, но пишут и о минусах – нет дисперсии, поддержки IES, медленная каустика, рендеринг стекла и преломлений, нет поддержки 3ds Max. Как бы Вы прокомментировали данные выводы?

– Я бы не согласился с большинством этих минусов. Так как дисперсия – это проблема не Арнольда, а шейдеров, будет шейдер с поддержкой дисперсии – и проблема сама отпадет. Каустику я сам никогда не использовал в работе, поэтому ее необходимость для меня сомнительна. В рендере стекла я могу согласиться только отчасти. В Арнольде есть некое наличие «магических» кнопок, которые час рендера стекла превращают в 8 минут без особых потерь качества! Что же касается поддержки 3ds Max (3D Studio Max), то Renderman вообще его не поддерживает ни в каком виде, и это не мешает ему быть одним из трех наиболее используемых рендеров в производстве графики для кино. Тут нужно учитывать 3ds Max (3D Studio Max) – это нишевой продукт, в нем практически не делается кино. Он очень хорош для архитектурной визуализации и хорошо себя проявляет в рекламе. Но что-то более-менее сложное в нем не делают. Для этого есть Майа и XSI.

Хочу отметить – Арнольд не идеал. Возможно стекло он считает медленнее, чем, к примеру, Vray или Maxwell, но, когда мы говорим о реальном производстве, часто важна технологичность и удобство. Неудобно считать стекло в одном рендерере, а персонажей из того же ролика в другом (так как рендер для стекла очень плохо считает волосы или подповерхностное рассеивание, как в том же Максвелле или VRay). В таких случаях проще делать все в одном, пусть чуть медленее, но существенно проще с точки зрения общего производства. Я тут уже рассуждаю как супервайзер, так как в большинстве случаев мне приходится делать такой выбор – проще докупить еще несколько машин, чем увеличивать число звеньев в итак не простой производственной цепочке, так как все-таки людские ресурсы дороже стоят, чем железо.

Студенты курса

Каждый курс в RealTime School «заточен» под конкретную аудиторию. Кому бы Вы порекомендовали пройти обучение по Вашему курсу?

Я бы посоветовал обратить внимание на Арнольд студиям или конечным пользователям, занимающимся персонажной анимацией и спецэффектами для большого кино. В этом Арнольд, я думаю, успешно конкурирует с тем же Рендерманом. А ряд особенностей Арнольда делает его более предпочтительным, так как он проще в использовании и для «быстрого старта» не требуется много времени. Человек, который хорошо знает интерфейс Майи, и в общем разбирается в любом из подобных рендереров, будь то VRay, MentalRay и прочее, может быстро начать работать в Арнольде. Кроме того, Арнольд последнее время очень хорошо себя зарекомендовал в рекламе – к примеру, в крупной компании FrameStore он используется как основной рендерер. Поэтому его можно рекомендовать студиям, которые часто делают ролики с персонажной анимацией.

Описание курса Arnold Renderer